Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Мастера, ученики и стили. Часть 1

"Все, что человек делает, носит на себе отпечаток его индивидуальности".
Тривиальная истина
Иногда я даю фантазии разгуляться, представляя что-то вроде собрания или симпозиума мастеров боевого искусства. Само собой, мастера с длинными бородами в белых как снег кимоно чинно сидят кружком на фоне древнего храма, стоящего на склоне горы. Если мысленно добавить к этому восходящее солнце и розовеющие пики гор на горизонте, то получится вполне приличная картина для медитации. Правда, не очень понятно, каких мастеров можно на такое собрание допускать, пусть даже и в собственном воображении. Каким критерием руководствоваться при отборе кандидатов? Несомненно, найдется мастер, который притащит целый чемодан дипломов и поясов. Он все пояса надел бы на себя, да больше одного как-то не эстетично. Разве что второй в виде галстука повязать. Другой мастер будет долго и красочно, в деталях, рассказывать, сколько народа и в какой подворотне он уложил за последний месяц. Сожалея, по пути, что не может приволочь уложенных в штабеля противников прямо сюда и представить их на высокий суд "коллег по цеху". Третий, свысока поглядывая на кулаки второго, станет говорить про то, как много он знает и сколько накоплено у него опыта, да еще и вытащит собственный чемоданчик с полным собранием сочинений и портретом на обложке. Четвертый начнет перечислять учеников, каждый из которых самостоятельно уложил по тому штабелю противников, о котором говорил третий. Пятый будет кричать первому, что дипломов у него может и меньше, но он у таких мастеров учился… Шестой погрузится в медитацию, игнорируя всех и наглядным примером показывая, что настоящее мастерство… Седьмой… Восьмой.… Не знаю, как у вас, а у меня давно рябит в глазах от вариантов трактовок мастерства в боевом искусстве.
Мастер это не отточенная техника спарринга, хорошо спарринговаться должен любой уважающий себя боец. Мастер это не дипломы и не пояса всевозможных раскрасок, которые в наше время слишком легко получить, чтобы ценить по-настоящему. Мастер это даже не обширные и глубокие знания, для того чтобы знания приобрести, надо всего лишь уметь работать с информацией, которой на данный момент хватает (люди обладающие таким навыком встречаются редко, но это все-таки еще не мастерство). И, на закуску, мастер это не различные манипуляции с энергией ци (или праной, если угодно), а также с сознанием. Для таких манипуляций существуют вполне рабочие методики тренировки, и дело упирается подчас только в настойчивость и работоспособность того или иного субъекта. Если мастер это не техника, не дипломы, не знания и не энергетика, то, что остается на долю мастерства?
Мастер - это человек, который создает что-то новое, творит собственную технику, ищет собственные пути решения старых проблем. Будем считать это рабочей аксиомой или положением, принимаемым на веру. Доказать это невозможно: либо мастер это творец, либо… мастеров делается так много, что размывается сам смысл понятия, что, кстати, и происходит на данный момент. Не приняв этого положения, читать статью становится бессмысленным занятием. Приняв и согласившись с тем, что мастерство это творчество, мы можем рассуждать дальше. Исходя из этой аксиомы, можно доказывать интересные "теоремы" и делать из них любопытные выводы. И не пугайтесь знакомой до зубной боли терминологии из школьной геометрии. Это всего лишь форма подачи конкретного материала на заданную тему. Если режет глаз, просто пропускайте все слова типа: "аксиома", "теорема", "выводы" и получите вполне читабельный текст. Итак.
Аксиома: мастер это творец. Развернем данное утверждение. Творчество, если особо не углубляться, это стремление улучшить дело, которым занимаешься, путем создания чего-то нового, попытка найти нестандартные подходы, более эффективные методы решения проблем, новые компоновки старого материала, позволяющие сделать качественный скачок. Я, да простят меня многочисленные дипломированные мастера, не верю в мастера, преподающего без изменения технику, которую дал ему когда-то учитель. Представим на секундочку: год за годом, десятилетия подряд он рассказывает и показывает одно и то же, не внося ни грамма собственного творчества, ни миллиграмма собственного "Я"! Единственная опора - авторитет человека (пусть даже очень талантливого), которого, подчас, уже нет в живых. Правда, убогая картина вырисовывается?! Впрочем, дело не в том, нравится нам этот подход или нет, а в том, чтобы расставить все по местам и любому понятию подобрать адекватный термин. Может, кто-то так и преподает, считая этот подход единственно правильным. У каждого своя дорога, но мастером для такой работы быть необязательно, даже надо обязательно не быть. С подобной задачей справится толковый инструктор (именно его специальность - учить других тому, чему учили его).
Но, слава Богу, или, возможно, знаменитому на весь мир русскому пренебрежению всяческими авторитетами, в нашей стране всегда хватало и хватает людей, которые, послав их подальше, пытаются привнести в технику что-то свое, индивидуальное и неповторимое. Большая часть попыток улучшить боевое искусство повторяет то, что уже было где-то известно раньше. Так, например, для традиционного боксера удар вертикальным кулаком может стать настоящим "ноу-хау", но он уже используется в вин-чуне, джит-кун-до и десятках других стилей. Многие "изобретатели" вообще кончаются полным фиаско, выдавая настолько уродливые и нерабочие формы приемов, что поневоле задумываешься о нормальности головы их породившей, но без этих попыток движения вперед не будет никогда.
Сразу напрашивается круг вопросов: от чего зависит творчество, как оно связано с самим мастером и как влияет на учеников? Для того чтобы найти ответы, нужно понять, из каких предпосылок исходит мастер, разрабатывая технику, на кого он ориентируется. Ответ прост до примитивности: на самого себя.
Теорема: основной ориентир для мастера при разработке новой техники - он сам! Если аксиому мы приняли, что называется, на веру, то второй раз требовать от читателя подобной доверчивости некорректно. Теорема нуждается в доказательствах. Давайте проанализируем несколько наиболее ярких примеров. Кекусин-кай это стиль для большого сильного человека с жестким характером. Сметающие удары в бедро, длительный обмен ударами по корпусу, психологический прессинг в поединке. Присущая этому стилю манера боя на выносливость и крепость мышечного каркаса могла быть разработана именно Масутацу Оямой, который был не мелким человеком, а уж на фоне некрупных японцев.… Сравните с Джит-кун-до Брюса Ли. "Путь опережающего кулака" это творчество некрупного человека с феноменальными взрывными качествами. Поменяйте мысленно их местами. Попробуйте представить Ояму, обучающего учеников встречному удару под руку, а Брюса Ли - не спеша загоняющего противника в угол ринга лоу-киками и ударами по корпусу!
Идем дальше. В стиле, где пропагандируется агрессивность как основная манера ведения боя, чаще всего сам мастер не умеет держать себя в руках. И наоборот, спокойные, выдержанные мастера настаивают на том, что в спарринге нужно быть как можно более хладнокровным. Мастер в годах, растерявший спортивную форму, не способный уже результативно ударить кулаком, увлеченно расписывает достоинства удара пальцами в глаза. Сетокан каратэ-до создал Фунакоси, который практически никогда не спаринговался, а без религиозных откровений Уэсибы не было бы айкидо, и так далее и тому подобное. Если данные примеры вас не убедили, просто походите по залам, особенно по тем, где техника не диктуется принадлежностью к какому-то конкретному стилю, типа тхеквондо или каратэ. Подходят различные варианты рукопашного боя, уличный бой и так далее. Понаблюдайте за тем, что дают в этом зале, и кто ведет тренировки. Заметите много интересных закономерностей. Из данной теоремы следует семь любопытных выводов.
http://www.isrb.ru/articles/experts.html

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)