Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Мастера, ученики и стили. Часть 2

Вывод 1: лучший боец в стиле - сам мастер. Истина, вытекающая из простого здравого смысла. В самом деле, если мастер создает технику под себя, то кому будет удобнее на ней работать? Правильно, ему и только ему. Мастер, конечно, может постареть или вообще забросить тренировки (мало ли что случается в жизни), и на его место придут новые люди, но пока мастер сохраняет спортивную форму, побить его в рамках им же созданной техники ученикам не светит. Можно сколь угодно точно копировать мастерскую технику, но самый лучший ученик это всего лишь копия учителя, а копия всегда будет уступать оригиналу. В этой плоскости лежит ответ на вопрос, почему тот же Джит-кун-до не породил бойцов, подобных Брюсу. У "маленького дракона", кстати, было много талантливых учеников и последователей, никаких особых тайн из методов своей подготовки он не делал (хотя люди до сих пор ищут), но ни один из учеников не смог стать вторым "драконом". Сходная ситуация произошла с айкидо, кекусин-кай и многими другими стилями.
Вывод 2: чем больше ученик похож на мастера, как в физическом, так и в эмоциональном плане, тем легче ему учиться и тем больших успехов он добьется в перспективе. Например, берем двух учеников. Один из них почти копия мастера, другой тоже копия, но… какая-то кривая - косая. Так как они оба не идеальные копии, пытаясь выполнить прием, оба ученика будут приспосабливать его под свое тело и психику, а тело и психику - под прием. У ученика более похожего на мастера время на это, естественно, потратится меньше, и прогресс в тренировках пойдет быстрее. Второй ученик, если хватит настырности и трудолюбия, тоже может со временем приблизиться к мастерскому типу и уровню, но у первого будет перед ним фора. Со временем при одинаковой работоспособности и характере первого назовут "талантливым учеником", хотя, возможно, дело в изначальном сходстве с мастером, а второй может так и остаться "на вторых ролях", довольствуясь уважением за трудолюбие и настойчивость.
Однако не спешите хватать линейку и, замерив себя, бежать по залам, подыскивая себе учителя того же роста, веса, длины рук и ног. Все несколько сложнее. Близость может идти не только по физическим параметрам, но и по психологическому складу. Так у меня были ученики, бывшие почти копией меня внешне (в плане фигуры, на лицо я единственный и неповторимый), и были ученики, понимавшие мои взгляды на жизнь и боевое искусство. Из первых выходил спарринговый костяк школы, из вторых - информационное обеспечение. На практике это выглядело так: первый чистил физиономии скептически настроенным новичкам, а второй после объяснял, почему они получили по первое число. Но это так, к слову.
Вывод 3: из талантливых учеников выходят последователи и инструкторы, бесталанные либо бросают, либо становятся мастерами. Если ученик похож на мастера, быстро совершенствуется в мастерской технике, он вполне реально может занять место инструктора или, даже больше, преемника школы. Однако, собственный путь такие ученики ищут редко. Их вполне удовлетворяет та манера работы и та техника, которой их обучил мастер. Что делать, если техника ученику не подходит? Два варианта: большинство отправляются на поиски другого учителя, или, помотавшись по залам, вообще бросают занятия. Иногда, крайне редко, накопленный с трудом потенциал дает качественный скачок, и вчерашний ученик сам начинает конструировать технику, подходящую ему и только ему. Появляется новый мастер. К нему набираются ученики. Кто-то успешно копирует его технику, а кто-то, помучившись на тренировках, уходит искать собственные пути. Цикл повторяется!
Вывод 4: "средние" мастера формируют общепринятую манеру работы. Если принять, что в культуре есть некий средний стандарт роста, веса и психики, то близкие к стандарту мастера будут работать примерно в одной манере. Естественно, различия найдутся всегда, так как двух абсолютно одинаковых людей еще не создала природа, но общий баланс похожих черт, как правило, значительно перевешивает различия. Так складывается усредненная для данной культуры манера работы. Похоже, на данный момент для нашей страны роль такой усредненной манеры играет своеобразный гибрид кикбоксинга и самбо. Большинство серьезных бойцов готовились по программам этих или динамически близких к ним систем. Так к кикбоксингу близок бокс и тайский бокс, а самбо и дзюдо вообще родственники. Косвенно правильность этого положения доказывается и тем, что, каким бы экзотическим стилем ни занимался боец, если бой становится серьезным, большинство быстро скатываются либо к боксу, либо к борьбе, если, конечно, умеют так работать.
Вывод 5: чем более нестандартен мастер, тем более нестандартной будет техника, которую он создает. Если мастер значительно отличается от среднего уровня ростом и весом: слишком крупный или слишком мелкий, то его техника будет также нестандартна, как нестандартен он сам. В зачет также идут резкие "крены" в психике и в мировоззрении, одержимость какой-то идеей. Представьте на секундочку, как выглядел бы стиль мастера, повернутого на христианской идее "непротивления злу насилием". Вероятно как… айкидо. К этому же ряду можно отнести ситуации, когда мастер имеет какие-то физические недостатки. Говорят, что стиль ладони в Японии раскрутил человек, имевший с детства травму кисти и боявшийся бить кулаком. Характерный пример! Так как тело и психика составляют единство, и отклонения в физической структуре тянут за собой отклонения в психике и наоборот, то, видя перед собой привлекательную в своей нестандартности манеру работы, нужно всерьез задуматься о причинах такой нестандартности.
Кстати, понятие "крен" здесь не носит какой-либо негативной окраски. Все мы отличаемся друг от друга, просто одни меньше, а другие больше. Когда это отличие переходит какую-то средне статистическую величину, можно говорить о "крене". А по факту мы все с "креном", только разной величины и направления.
Вывод 6: чем более нестандартна техника, созданная мастером, тем тяжелее передать ее ученикам. Если учитель нестандартен и долгими трудами и размышлениями создал под себя соответствующую ему индивидуальную технику, то где ему найти таких же нестандартных учеников для передачи накопленных знаний? Они, то есть нестандартные ученики, на дороге не валяются. Прибавьте к этому, что нестандартность у каждого своя. Чем может помочь мастер под 120 кг ученику под 50? Смех смехом, а я действительно наблюдал подобные ситуации. Например, "мастер" в некоторой степени ожирения показывает бросковую технику худощавым подросткам, а они, недотепы, никак не могут понять, почему, у них ничего не выходит. А вес - это, поверьте на слово, один из наиболее легко обходимых параметров. "Крены" в физической структуре, в психике и в мировоззрении гораздо индивидуальнее. Дорогие читатели, я понимаю, как хочется заниматься чем-то экзотическим, а не точить на тренировках удары кулаком и корпусные броски. Но когда будете выбирать стиль, подумайте, так ли вы похожи на инструктора, ведущего тренировку, и легко ли вам будет повторить то, что он делает. Одним словом, не все то золото (для вас), что блестит.
Вывод 7: чтобы среднему человеку работать нестандартно, ему нужно превзойти предел своей нормальности. Если у вас рост и вес в пределах нормы и психика без особых загибов, то и работать вы будете средне. Это не значит плохо, это может быть очень даже грамотно и профессионально, но по мере роста вы буквально упретесь в предел собственной нормальности. Кстати, на этом ломаются много учеников. Человек приходит в зал. Первый год - два он буквально как губка впитывает множество новых навыков. Точит удары, разучивает связки и так далее. Считая темп, с которым он двигается вперед, за постоянную величину, он прикидывает, что этак через четыре - пять лет он и шаолиньского монаха (из фильма, разумеется) с кашей съест, не подавится. Но время идет, и скорость усвоения материала начинает замедляться. Нет, естественно, если он тренируется, то удар становится год от года все быстрее и сильнее. Только вот количество затраченных сил все меньше соответствует конечному результату.
Далее, для разнообразия, можно обвинить инструктора в том, что он зажимает информацию, и этим не дает вам расти. Можно, как вариант, обвинить и себя, что оказался бесталанным учеником. А дело все в том, что человек уперся в предел собственной нормальности, или если хотите, достиг естественного для него потолка развития, который, как и потолок в квартире, перепрыгнуть не получится, как высоко ни прыгай.
Можно ли перейти такой предел? Так сказать, найти лестницу на следующий этаж? Не проще, чем самостоятельно сойти с ума и не угодить в больницу соответствующего профиля. Возможно, именно на преодоление предела нормальности и была направлена психологическая обработка в монастырях Востока. Можно только восхищаться талантом людей, которые поставили такие методики "на поток". Естественно, что подобная психологическая "ломка" не имеет ничего общего с дипломом, выданным за две недели практики в современном Шао-Лине. И еще меньше верится в домашние просветления, которые субъект организовал в процессе тренировок самостоятельно где-то между сном и работой. Впрочем, мечтать о таком не вредно! Лишь бы мечты не становились для кого-то средством зарабатывать деньги на людской доверчивости. Продавать рецепты просветления в наше время стало доходным бизнесом. Хотя каждому свое: кто-то хочет заработать, а кто-то - чтобы на нем заработали.
И последнее. Не вините мастеров в том, что, конструируя новую технику, они думают только о себе. "Своя рубашка ближе к телу", будь она хоть ваша, хоть мастерская. Личный опыт мастера всегда перевесит в его сознании наблюдаемые им внешние ситуации, не сознательно, так подсознательно. Одно - наблюдать со стороны как кто-то получает по физиономии, другое - получить по физиономии самому. Насколько разные ощущения, настолько разные и выводы. Однако мастер, который заинтересован в учениках, который видит в них людей, а не абстрактные личности, всегда постарается понять, чем эти люди отличаются от него. А, поняв, облегчить ученику процесс усвоения и адаптации "мастерской" техники. В оптимальном же варианте - создать методику привязки своей техники к реальным людям. К сожалению, такие методики, как и такой подход к людям в наше время большая редкость.
"Дмитрий Медведев"
http://www.isrb.ru/articles/experts.html
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)