Что нельзя упускать из виду, практикуя первую форму Вин
Чунь
автор - Андрей Задбоев
Первоначально техника винчун состояла из полусотни
отдельных приемов, называемых «саньшоу» («свободные руки»). Большинство из них в
XIX веке были объединены в три формальных комплекса (т.н. формы «трех кулаков»)
– «сяонаньтоу» («малая идея»), «сюаньцяо» («опускание моста») и «бяочжи»
(«стреляющие пальцы»). Практически вся необходимая для практики информация
дается в первой форме – сяонаньтоу. Но чтобы извлечь её приходится приложить
немало физических и умственных усилий.
«Сяонаньтоу» выполняется стоя на одном месте и состоит из
трех логических частей – движений одной рукой, двумя руками вместе и двумя
руками по - очереди.
Существует большое количество её видов, но более всего
распространен вариант Ип Мана. С этой формой связано большинство заблуждений
современных адептов винчун. Например, считается, что винчун – школа лишь
ближнего боя, в которой отсутствуют широкие движения. Или, что техника винчун
состоит, подобно каратэ, из ударов и блоков. Часто расшифровки движений малой
идеи даются в очень упрощенном виде, например, как освобождения от различных
захватов. В действительности «малая идея» не является набором технических
приемов, а представляет собой двигательную базу для комплекса парных упражнений,
направленных на развитие расслабленности, контроля равновесия и выдачи усилия.
Важнейший элемент «сяонаньтоу» - это правильная позиция.
Тело образует жесткую и одновременно расслабленную конструкцию, подобную двум
пирамидам направленным вершинами друг к другу. Центр всех движений расположен в
нижнем даньтяне, что возможно только при расслабленной пояснице. Китайцы
называют это состояние «иметь волю опуститься вниз» и сравнивают с удерживанием
дикой лошади при помощи направленных внутрь коленей.
Следующий важный элемент при исполнении формы - «скрещенные
руки». Он тренирует способность постоянно удерживать локоти на цетральной линии
Первая часть формы представляет собой упражнение на
вращение кистью руки наружу и внутрь, известное как «три молитвы Будде» или
«свиная голова молится Будде». Эти движения подготавливают руки к наработке «нань»
(«прилипания») и «сунь» («расслабления»), во время тренировки которых ученик
получает наглядное представление о степени своего внутреннего напряжения.
«Расслабление» означает, что рука не борется с гравитацией и давлением
противника, а лишь сохраняет естественное равновесие. «Прилипание» - это
способность быстро заполнять свободное пространство, при попытке противника
разрать контакт. Практическое применение этого движения - контроль одной рукой
двух рук противника, т.н. «фаньшоу» («связывание»).
Другим признаком «расслабления» является то, что движения
руками выполняются без включения мышц-антагонистов. Например, если при
выполнении прямого удара кулаком расслабить бицепс, можно уменьшить инерцию.
Если в момент контакта расслабить трицепс - избежать отдачи. Следующий вид
упражнений для одной руки тренирует «жоу» («мягкость»). Они служат для «снятия
тонуса» с мышц плечевого пояса и подготовки сухожилий к выдаче импульсного
усилия. Первыми прорабатываются бицепс и трицепс (сгибание и разгибание руки),
затем дельтовидные и широчайшие спинные (поднимание и опускание руки), а также
грудные и косые мышцы живота (повороты вправо и влево). Ученик учится не
противопоставлять силу силе и различать активное и пассивное давление.
Затем нарабатывается «чжэнцзинь» («прямое усилие») –
способность «возвращать импульс» прямо вдоль атакующей конечности противника.
Это движение ещё называют «сюаньцяо» («опускание моста»). В современных
вариантах винчун оно трансформировалось в знаменитое «чисао». Определить
правильность выполнения этой техники довольно просто. Давление должно быть
направлено не в «центральную линию» (как рекомендуется в большинстве пособий), а
вдоль «линий атаки» через руки партнера в его «материнскую линию» (вертикальную
ось от центра тяжести). В этом случае отпадает необходимость в защите жесткими
блоками, а удары противника «скатываются подобно воде с листа».
Вторая часть «малой идеи» развивает «пайцзинь» («хлопающее
усилие»). Оно позволяет наносить удары «без отдачи» (т.е. без включения
собственной массы или инерции движения, подобно камню на веревке). Во время
выполнения «хлопающего» удара ладонью рука расслабляется в момент контакта.
Сначала удары выполняются вниз, так как при этом легче расслабить плечи. Затем
усилие нарабатывается одновременно в две стороны и вперед. Постепенно
способность «сбрасывать силу» распространяется на все тело.
Третья часть формы сяонаньтоу обучает способности атаковать
и защищаться по одной и той же линии, удерживая угол атаки 45 -13 градусов.
Каждая последующая атака идет по линии предыдущей, таким образом, что каждое
третье движение гарантировано достигает цели.
Все движения «сяонаньтоу» делаются стоя на одном месте.
Руки выполняют движения, изменяя свое положение относительно тела. Но при
применении техники всё происходит наоборот, руки должны оставаться на
центральной линии, а тело смещаться с линии атаки. На этом уровне тренировки
«малой идеи» развивается независимость движений различных участков тела и
координация движения с дыханием. К движениям рук добавляются два элементарных
перемещения – пассивный поворот и приставной шаг. Оба этих действия основаны на
способности изменять точку опоры, не меняя расположения физического центра
тяжести. Постепенно появляется способность изменять точку опоры даже стоя на
одной ноге, смещая её на пятку или носок (именно это движение заложено в
«раскрытие и закрытие стоп» в начале и конце формы).
«Малая идея» – не только физическое упражнение, но и вид
медитативной практики. Если дыхание и движение скоординированы, это позволяет
контролировать эмоции, уменьшая или увеличивая их интенсивность за счет
концентрации на вдохе или выдохе. И всё же истинная цель практики «сяонаньтоу»
является иной.
Говорят, что «малая идея» заставляет ученика
сконцентрироваться и канализировать свои «настойчивые желания», а затем заменяет
их все собой. Обычный человек для решения своих внутренних проблем выбирает
наиболее очевидный путь – изменить «внешние» обстоятельства. Люди, начинающие
свой путь в винчун, склонны видеть в нем лишь технический инструмент (вроде
лопаты или молотка). Истинной целью «малой идеи» является возвращение внимания
внутрь тела, для высвобождения инстинктивных импульсов, с одновременным
сохранением способности к анализу собственных действий. Внимание переводится на
самого «наблюдателя», создавая наиболее подходящие условия для «прорыва»
подсознания и его интеграции в привычную реальность. После многочасовой практики
«сяонаньтоу» ученик приобретает способность действовать спонтанно и одновременно
осознано. Он неожиданно расширяет пространство своего внимания, двигаясь от
наблюдения за движениями к осознанию их мотивов. На фоне монотонных повторений
происходит внезапное «пробуждение» ума. А «трезвый» ум и есть самое страшное
оружие.
http://wingchun.fatal.ru/