Под общую
команду занимающиеся делают шаги вперед, назад, в стороны. Преподаватель нужное
количество раз сам показывает упражнения и объясняет рациональность действия,
следит за тем, чтобы во время шагов вперед, назад и в стороны занимающиеся
правильно переносили массу тела с ноги на ногу, впереди стоящая нога находилась
на передней части стопы, а сзади — пружинила на носке то сжимаясь, то
выпрямляясь для толчка всего тела вперед. Так как занимающиеся сосредоточивают
внимание на передвижении, часто опускают руки и теряют положение боевой стойки,
преподаватель должен это контролировать.
Усвоив
одинарные, двойные и тройные шаги вперед, назад, в стороны, повороты, следует
переходить к изучению и совершенствованию челночных шагов. Чтобы выработать у
занимающихся реакцию на действия партнера и сохранять нужную дистанцию,
преподаватель, став в боевую стойку перед группой, дает задание повторять за ним
все движения в зеркальном изображении: если он делает шаг или три шага вперед,
то вся группа делает столько же шагов назад, если он делает шаг вправо, то вся
группа — шаг влево и т. д. Так же выполняют упражнения с поворотами. Под общую
команду, также в зеркальном изображении, группа повторяет повороты, «челночные»
шаги и другие действия.
После
овладения передвижениями в общем строю следует перейти к изучению передвижений в
парах. Один из занимающихся является ведущим, а другой повторяет его движения в
такой же последовательности, как и в общем строю. Чтобы легче было руководить
группой, ее можно рассчитать на «первый и второй»: сначала ведущими являются
первые номера, а потом вторые.
Упражнения в парах занимающиеся должны выполнять самостоятельно. Каждая пара
может передвигаться во всех направлениях, но так, чтобы не мешать соседней.
Сложные упражнения в парах на сохранение дистанции вырабатывают также реакцию на
действия партнера. Преподаватель ходит между парами и вносит поправки,
периодически останавливает работу группы, делая общие замечания за ошибки,
встречающиеся у большинства занимающихся. Надо иметь в виду, что чем короче
пауза между действиями ведущего и действиями повторяющего, тем лучше (быстрее)
реакция. Для занятий в парах рекомендуются упражнения, развивающие подвижность и
устойчивость, например: передвижения по большому и малому кругу влево и вправо,
приставными шагами, когда стопы находятся на одной прямой, с быстрым шагом или
двумя вперед (к центру круга), левой или правой ногой принимая боковое
положение, как бы для атаки и снова переходя к движению по кругу в левую или
правую сторону с внезапными шагами назад или назад-в сторону, с поворотами.
Как
упражнение для передвижения в средней и ближней дистанции подобные шаги делают
более короткими. При этом боксер более собран, несколько наклонен вперед.
Овладев способами передвижения на разных дистанциях и изучив, в дальнейшем,
механику движения ударов, шаги сочетают с имитирующими действиями разных ударов
как левой рукой под шаг левой, правой под шаг правой, так и левой рукой под шаг
правой и правой рукой под шаг левой (одноименно и разноименно). Во время
выполнения упражнений в передвижении следует практиковать и защитные действия,
главным образом уклоны и нырки. Это будет развивать координацию передвижений с
ударами как при атаках, так и при встречных контратаках.
При
первоначальном изучении техники передвижений наиболее часто встречаются такие
ошибки:
а)
неправильное положение туловища, головы и рук;
б)
нарушение расстояния между ногами при выполнении шагов;
в)
передвижение на всей стопе (нога, находящаяся сзади, не на носке);
г)
«тяжелое» передвижение из-за неумения координировать действия туловища с ногами;
д)
нерациональное расположение стоп, неправильное их направление, что затрудняет
передвижение;
е) при
передвижении переплетаются ноги, что способствует потере равновесия.
Передвижению надо уделять много внимания, особенно в начальном периоде
подготовки боксеров. Упражнения в передвижении следует практиковать в занятиях
разной направленности, по общей и специальной физической подготовке, в
комплексах утренней гимнастики, при разминке, в начале и конце занятий по
совершенствованию техники и тактики, в упражнениях бой с тенью и др.