"Ёситака каратэ"
Его сила воли и физическая сила
стали инструментами для создания новой техники. Даже более, чем его отец,
Фунакоси Ёситака является создателем техники современного каратэ. Там, где
древнее Тодэ предпочитало применение ударов руками, Ёситака разработал новые
техники ударов ногами — мавасигэри, ёкогэри, ёкогэри кэагэ, фумикоми,
урамавасигэри и усирогэри. В настоящее время все они уже стали частью большого
арсенала техники древнего окинавского стиля. Удары ногами наносятся намного выше
уровня коленей, и использование бедер более выражено.
Другими техническими
достижениями Фунакоси Ёситака были — вращение туловища в позицию ханми при
блокировании и толчок задней ногой и бёдрами при нанесении ударов с идеей
вложить весь вес тела в удар. Ёситака настаивал на использовании низких стоек и
атаки с дальней дистанции сериями ударов, что сразу же отделило его от
окинавского каратэ. Он также предпочитал использовать такие удары руками, как
оидзуки и гякудзуки.
Каратэ Фунакоси Гитин было для
Ёситака стартовой точкой, но этот «старый» Сётокан нуждался в развитии и
усилении. Если мы сравним технику Ёситака с техникой его отца, то определённые
различия будут очевидны: позиции Ёситака были намного ниже и гораздо прочнее, а
всё его тело было готово скорее к защите, чем к атаке. Он наносил удары ногами
значительно более энергично, а проведение атаки выглядело сильнее. Все эти
элементы являются частью современного стиля Сётокан, но многие другие элементы
каратэ Ёситака уже не существуют.
Например, его любимая позиция —
фудотати и его Тэн но ката редко встречаются в настоящее время. В кругах
каратэка Сётокан говорят о том, что Ёситака разработал комплекс из трёх ката —
Тэн но ката, Дзи но ката и Дзин но ката, которые символизировали три главных
понятия — Небо (Тэн), Землю (Дзи) и Человека (Дзин). Однако даже известные
мастера Сётокан и Сётокай утверждают, что никогда не видели Дзи но ката или Дзин
но ката. Вообще, не существует полной уверенности в том, существовал ли этот
комплекс ката когда-либо. Эгами Сигэру однажды рассказывал Харада Мицусукэ о
том, что Ёситака якобы также создал Сёто ката. К сожалению, Эгами не изучал это
ката полностью и теперь это ката навсегда утрачено.
В основу своей методики
тренировок Ёситака заложил повышенные интенсивность и объёмы работы. Его
тренировки были изматывающими для учеников, так как во время них Ёситака
добивался, чтобы его ученики тратили вдвое больше усилий, чем от них потребуется
в реальном бою. Это помогло бы им убедиться в своей готовности к реальной боевой
ситуации, если она когда-либо возникнет.
Сам Ёситака несколько раз
принимал участие в драках и поединках. Харада Мицусукэ рассказывал историю,
которую он слышал от старших учеников, о том, как Ёситака втянули в драку с
несколькими пьяными дзюдока. Они кучей навалились на него, но их способ
нападения — стремление захватить за ворот для проведения броска — превратил их в
открытые мишени для мощных ударов Ёситака руками и ногами. Он очень быстро
нокаутировал всех своих противников. Этот случай дал Ёситака большую уверенность
в его технике.
Мастер Фунакоси Гитин одобрял
все его эксперименты, даже если то, чему учил сам мастер, иногда противоречило
тому, что делал его сын. Ёситака всегда пользовался глубоким уважением учеников,
поэтому он никогда не был препятствием в развитии так называемого стиля Сётокан,
и никогда не возникало конфликтов между мастером и учениками.
Под руководством Фунакоси
Ёситака большие изменения произошли в кумитэ. Принимая во внимание тот факт, что
его отец больше внимания уделял ката, Ёситака развивал боевые техники и методику
обучения кумитэ. Прежде всего, он создал «гохон кумитэ» (заранее обусловленный
спарринг каратэ с пятью последовательными атаками). Этот метод очень похож на
методы кэндо, изучением которого Ёситака также занимался под руководством
последнего великого мастера, Накаяма Хакудо, Можно предположить, что эти занятия
дали ему ценный импульс вдохновения для последующего развития каратэ. В 1933
году Ёситака разработал метод «кихон иппон кумитэ» (спарринг на один шаг), а
потом метод «дзию иппон кумитэ» (похоже на кихон иппон кумитэ, но выполняется в
движении). Сам Ёситака очень любил эту форму кумитэ. Всё это способствовало
появлению Тэн но ката. Этот процесс развития методики обучения завершился
появлением «дзию кумитэ» (свободный спарринг) примерно в 1935 году.
Среди ведущих каратэка, которые
окружали Ёситака, участвовали в тренировках и вложили свои усилия в развитие
каратэ, были Эгами Сигэру и Хирониси Гэнсин.
В 1936 году была издана книга
Фунакоси Гитин «Каратэдо кёхан». Эта книга описывала базовую технику каратэ, но,
главным образом, содержала изменения в ката после установления новой
терминологии в технике. Она знаменует собой официальное рождение каратэдо, как
нового японского боевого искусства, всё более отделяющегося от своего
окинавского наследия. Это особенно ярко подчёркивают замена кандзи (иероглифа)
«кара» и переименование ката, то есть присвоение им новых «благозвучных»
японских названий.
Военные годы
Во время войны из-за постоянных
отправок на фронт состав инструкторов в университетских додзё постоянно менялся.
Как каратэ изменилось во время войны? Естественно, что боевое искусство имеет
небольшое значение в современной войне, но можно сказать, что вся атмосфера того
времени способствовала большей серьёзности в обучении. Таидзи Касэ, который
тренировался в додзё Сётокан в последние годы войны, вспоминает, что акцент в
тренировке был на прочную базу и интенсивную практику кумитэ (особенно дзию
иппон) с полным физическим контактом. Касэ, человек, не склонный к
преувеличениям, описывает эти поединки, как «очень жёсткие». Судзуки Тацуо,
знаменитый мастер Вадорю, вспоминал, что «мягкое довоенное обучение уступило
место практическим поединкам, и это был скорее настоящий рукопашный бой, чем
спортивный спарринг».
http://phoenixkarate.tgn.ru