Не самым сильным, не самым ранним, но наиболее известным из
"джиу-джитсеров" (так их тогда называли) дореволюционной России следует признать
Нила Ознобишина. Его школа стала довольно представительной еще начиная с 1910-х
годов.
Ознобишин исповедовал принцип "атлета-универсала". Его
комплексная боевая система, кроме джиу-джитсу, опиралась на английский и
французский бокс, приемы "фланкирования" (т.е. фехтования не клинковым оружием,
а штыком или пикой) и европейские виды боевой борьбы, как современной, так и
возрождаемой в то время "городской борьбы" Средневековья. К последней относятся
прежде всего знаменитые "85 приемов фон Ауэрсвальда". Управляться с "подсобным"
оружием Ознобишин не учил, но контрприемы против действия им рассматривал.
Приемы джиу-джитсу, взятые в том числе из школы Ознобишина
- хотя и не только оттуда - как раз тогда начала перенимать... российская
охранка! Полицейским они были нужны для обезоруживания как уголовников, так и
"подрывных элементов" - революционных боевиков. Сам Нил Нилович о своих
достижениях в области обучения агентов полиции предпочитал широко не
распространяться [8] - и его можно понять. Ведь в последующие годы ему пришлось
наставлять агентов тайной полиции уже советского образца.
Осуждать его за это остережемся: что ему оставалось делать,
если НКВД "наложил лапу" почти на все аспекты применения рукопашного боя? Мы еще
увидим, как это отразилось на творческом пути других мастеров боевого
искусства...
Кроме того, школа Ознобишина не слишком помогла чекистам,
так как была в значительной мере декоративной. Из опубликованных им уже в 30-х
годах методик вроде бы следует, что те, кто освоил его систему, могут успешно
защитить себя от одного и даже нескольких противников, вооруженных длинномерным
или коротким холодным, а иногда - и огнестрельным оружием! [9] Но именно потому,
что его школа существовала сравнительно недавно и не была абсолютно засекреченой,
о ней сохранили воспоминания многие борцы, боксеры и прочие "рукопашники" тех
лет.
Из их воспоминаний складывается следующая картина: когда в
дореволюционный период Ознобишин, демонстрируя возможности своей системы,
участвовал в показательных боях - одержать победу ему удавалось довольно часто,
но только не в тех случаях, когда против него выходил подготовленный боксер.
Такие противники тогда были все-таки редкостью и поэтому не возникало нужды
кардинально перерабатывать технику школы. Но через два десятилетия уже не сам
Ознобишин, а его ученики столкнулись с проблемой: если безоружный противник,
избегая захватов, навязывал им бой на дистанции удара - они оказывались почти
бессильны...
Школа Ознобишина ударами не пренебрегала, но в ударную
тактику ее основатель чересчур прямолинейно перенес борцовскую тактику,
основывающуюся на равноправном действии обеих рук. Ознобишин предпочитал прямую,
а не боковую стойку и работу "двойным ударом", с одновременным выбросом обоих
кулаков в голову и торс противника. При этом очень сильно ограничивались
возможность собственной защиты, что вдвойне опасно при схватке не только с
боксером, но и с вооруженным врагом, а тем более - с несколькими.
Похоже, Ознобишин не сумел создать именно универсальную
боевую систему, заставляя подстраиваться учеников под собственный стиль, во
многом определявшийся его личными особенностями: высоким ростом и длинными
конечностями при малом весе и почти хрупком телосложении.
И все-таки Ознобишин сделал очень многое: пусть не столько
как боец и даже учитель, а как пропагандист и теоретик комплексного рукопашного
боя. Ведь именно во время создания им своей системы триумфальное шествие "боевой
борьбы", основывающейся на джиу-джитсу, начало приостанавливаться. Большинство
ее адептов, механически копируя не лучшие приемы не лучших учителей (вдобавок
дошедшие до них уже через вторые-третьи руки), да еще пренебрегая
систематическими тренировками, вскоре убедились: в уличной драке их "школа" -
помощник слабый.
На этом фоне даже ограниченные, но все-таки результативные
системы работающих открыто мастеров позволяли не угасать сохраняющимся очагам
боевого искусства. И ждать, когда придет творческое осмысление, которое сможет
превратить их в подлинную ШКОЛУ.
http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satbi/statyi/rus1.html