"Офицерский стиль" в его нынешнем виде тоже отчасти
сохраняет не боевой, а диверсионно-террористический уклон. Большинство приемов
рассчитаны на внезапное нападение, или наоборот на защиту от такого нападения.
Быть может, именно поэтому бойцы данного стиля охотно демонстрируют
показательные поединки друг с другом, но в свободный спарринг с представителями
других школ предпочитают не вступать. Снять часового ученики Кадочникова сумеют,
пожалуй, лучше, чем кто бы то ни был. А вот выстоять в открытой схватке против
сильного, опытного, готового к нападению противника им будет гораздо сложнее.
Хотя бы потому, что их школа почти не приспособлена для отражения не тяжелых,
пробивающих, а легких.хлестких ударов.[18]
По правде говоря, это общий недостаток большинства школ
джиу-джитсу. И это же - главная причина того, что подлинный бум восточных
единоборств произошел на Западе лишь в 1950-х, с "открытием" каратэ и ушу - а не
за полвека до того, когда Европа познакомилась с джиу-джитсу. Тогда европейские
боксеры быстро разобрались, что против джиу-джитсу надо работать не "ломом"
(иначе инерция удара будет использована против тебя самого), а "хлыстом".
Поэтому и возникла нужда в "комплексном" боевом искусстве, в котором японские
наработки занимали почетное место, но дополнялись многими другими.
Разумеется, Ощепков и Спиридонов были не единственными
создателями комплексной школы российского боевого искусства. Более-менее удачные
попытки имели место не раз. И в 1910-20-е годы (уже упомянутый Н.Н.Ознобишин и
близкий к нему по технике "атлет-универсал" Иван Солоневич), и через сорок с
лишним лет (например Т.Касьянов, разработавший стиль, которому до сих пор
обучают десантников [19]), и даже в последнее время. Иногда основатели новых
школ не скрывают их происхождение, а иногда, увы, пытаются создать себе
дополнительную рекламу...
Грустная получается картина. Очень уж по-советски
развиваются те виды боевого искусства (да и только ли боевого?!), которые теперь
называют "исконно русскими". Можно возразить: а лежит ли вина на них самих? Ведь
и восточные единоборства не раз использовались для черного дела (для тех же
пыток); ведь и восточные мастера часто преувеличивают древность своих школ,
затемняют их историю...
Действительно: мало ли как могут использовать боевое
искусство деятели типа Лаврентия Павловича Берия. И впору усомниться, что без
Спиридонова они, бедняги, так бы ни до чего и не додумались.
но тогда не стоит утверждать, как делают сейчас
представители всех разновидностей "русского стиля", что именно их боевая система
является наиболее подходящей для русского, украинского, белорусского (нужное
подчеркнуть) народа, а все прочие противоречат национальному духу, традициям
православия (или, наоборот, язычества) и вообще являются диверсией со стороны
чуждой культуры. Потому, что так "выступать" могут только "совки", с их
изуродованной психологией...
Примечания
[1] Это тоже достаточно распространенное явление:
искусственный ритм музыки помогает поймать "естественный" ритм боя. Нет ни
малейших оснований отрицать возможность существования на Руси зачатков (хотелось
бы думать, что и не только зачатков) этой техники. Но и переоценивать ее не
следует: ни эффективности, ни уникальности.
[2] Данный конкретный случай почти наверняка достояние не
реальности, а легенды. Летописец описывает поединок, отстоящий от него на сотни
лет, да и сам тон летописи скорее "агитационный", чем строго исторический.
[3] См. книгу: Белов А.К. - Славяно-горицкая борьба:
Изначалие. М., 1992.
[4] Подробнее об этом явлении см. статью Ф.Кардини
"Воины-звери" ("Кэмпо" N7/93, с.44-47).
[5] См. Гиляровский В.А. Мои скитания. Вологда, 1958,
с.38-40, 106-107, 166-167, 246-147.
[6] Кстати о тверской "бузе". В конце 70-х - начале 80-х
годов в Калинине (Твери) существовала школа "русский богатырь", руководители
которой брали уроки у одного старика, проживавшего в Белоруссии. В молодости
этот старик, младший командир Особой дальневосточной армии, по приказу
командарма В.Блюхера изучал ушу в Китае! (Командарм послал в КИтай, на
территорию контролировавшуюся коммунистами, целую группу красноармейцев для
обучения китайской технике боевого искусства. В 1938 году после ареста Блюхера
им пришлось несладко, но кое-кто все же уцелел). Так что ушу могло
трансформироваться в "русское народное искусство мордобития" еще и таким
манером.
[7] Один из тренеров Крибба оказался вовлечен в ссору с
двумя русскими офицерами - и... нокаутировал их, несмотря на то, что они
пытались пустить в ход шпаги (последнее обстоятельство Александр счел вполне
достаточным, чтобы оправдать действия тренера). Справедливости ради скажем, что
трудно представить, как он бы выстоял против двух длинных клинков, будь его
противники всерьез нацелены на убийство; скорее всего, они, хотя и обнажили
оружие, в первые секунды пытались бить обухом клинка (эта практика довольно
типична) - а следующих секунд у них уже не было.
[8] Впрочем, судя по дошедшим до нас методичкам,
полицейские и жандармы осваивали лишь азы рукопашного боя, пригодные только для
схватки со слабо тренированным противником.
[9] См., например, книгу: Ознобишин Н.Н. Искусство
рукопашного боя. - М.: НКВД РСФСР, 1930. - 228с.
[10] Спиридонов Виктор Афанасьевич (1881-1943). См. его
книгу "Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу" (1927) и
другие.
[11] Ощепков Василий Сергеевич (1892-1937). Прошел курс
обучения дзюдо в Кодокане, у Дзигоро Кано. Погиб через десять дней после ареста.
[12] Харлампиев Анатолий Аркадьевич (1906-1979).
[13] В независимых источниках найти указания на давность
семейной традиции кулачного боя в роду Харлампиевых не удается. Генеалогия их
вообще не прослежена дальше деда Анатолия по отцовской линии. И дед этот был не
удалым крестьянином, но медицинским работником, что хотя и не исключает его
знакомства с кулачным боем, резко снижает (по общеизвестным нормам XIX века)
вероятность его участия в боях "чемпионского масштаба" - постольку, поскольку
вообще можно о них говорить.
[14] Нил Ознобишин как раз в то время тоже увлекся
пропагандой массовых спортивно-физкультурных мероприятий. А чуть позже он
продолжил свою деятельность уже в НКВД.
[15] Основную массу игр составляла скаутская программа,
уделявшая большое внимание физкультурной работе с использованием национальных
традиций.
[16] Хотя бы потому, что это было бы "повторением
пройденного", но на более высоком уровне. В XVIII веке боксу еще не были чужды
фехтовальные и борцовские приемы, да и удары ногами. Столь массовым, как русские
стеночные бои, английский бокс не бывал никогда, но "групповые" (по 3-6
участников) на раннем этапе порой являлся. А итальянская школа, условно
называемая "бокс гондольеров", которая еще во времена Фигга пыталась
конкурировать с английской (конкуренции не выдержала, но кое-чему научила
победителей-англичан), знала и вполне "стеночные" массовки.
[17] Возможно, сказалось и подозрительное отношение ко
всяким "объединениям", тем более связанным с боевыми искусствами.
[18] Тем более это должно затруднить действия в такой
совершенно необходимой "спецназовцам" области, как противостояние вооруженному
врагу, тем более - нескольким. Конечно, если они не "подставляются", что мы все
время видим на показательных выступлениях мастеров данного стиля. Последний факт
они категорически отрицают, но он, тем не менее, очевиден для любого
наблюдателя, сведущего в единоборствах.
[19] Одним из первых учителей Касьянова был... Анатолий
Харлампиев, который, видимо, сыграл в его жизни примерно ту же роль, как Аркадий
Харлампиев - в жизни его самого: не наделив своей техникой, повлиял на "выбор
судьбы".
http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satbi/statyi/rus1.html