Ирина ЕМЕЛЬЯНОВА,
чемпионка мира, Европы, России по самбо,
трехкратная чемпионка СССР по дзюдо, старший преподаватель
ГАНГ им. Губкина
Мораль и воспитание в секции рукопашного боя
Третий год я работаю со студенческой секцией под названием
“Боевое самбо на базе русского стиля рукопашного боя”. Объясню, откуда взялось
такое длинное словосочетание. Дело в том, что с 1990– го года, еще продолжая
выступать на чемпионатах страны, Европы и мира по спортивному самбо и дзюдо, я
увлеклась направлением, которое называется “Русское боевое искусство”. Вместе с
моим тренером Константином Тиновицким мы начали ездить на семинары к известному
рукопашнику Александру Ретюнских. Постепенно опыт, приобретенный в спорте,
сливался со знаниями и умениями, предназначенными для применения в настоящем
бою.
Это что касается названия. Теперь о сути происходящего.
Речь пойдет сегодня не о методике обучения, технике приемов, а о нравственном
климате “рукопашной” секции. На мой взгляд, климат этот несколько отличается от
атмосферы секции спортивного единоборства. Там все ясно: люди ставят своей целью
победу на спортивных соревнованиях.
А зачем приходят к нам в группу? Ведь у нас нет турниров,
стартов. Правда, мы поощряем участие своих учеников в соревнованиях по
спортивному самбо, боксу, каратэ, разным версиям спортивного рукопашного боя
(есть и такие). Любой соревновательный поединок укрепляет характер. И все же,
техника боя, рассчитанного на выживание в экстремальной ситуации, заметно
отличается от спортивной техники и из– за своей жесткости неприменима в
соревновательной практике, включая даже профессиональные “бои без правил”.
Скажем для примера, что в случае создавшейся угрозы вашей жизни, вы можете
работать даже на поражение вооруженного ножом или пистолетом преступника. И
закон это позволяет. Значит, мы можем с полным правом считать, что человек,
пришедший обучаться в секцию боевого самбо или рукопашного боя, нуждается в
каком– то “незримом оружии”.
Зачем же оно ему понадобилось?
С первых дней занятий я начинаю исподволь внимательно
изучать учеников. Как– то они примут законы нашей секции? Я и тренер Константин
Тиновицкий, с которым мы ведем занятия, постоянно внушаем своим ученикам: “Сила
должна быть доброй”. Знания и умения, которые вы здесь получаете, могут быть
применены только для защиты вашей жизни и достоинства. Чтобы вы могли умело
противостоять бандиту или хулигану, “прикрыть” женщину или более слабого
товарища.
В то же время, всячески старайтесь избегать конфликтов.
Помните у Киплинга: “Храброе сердце, учтивая речь”. Не обращайте внимания на
задиристых пьянчужек и дураков.
Строгая дисциплина во время занятий не распространяется на
наши взаимоотношения вне борцовского ковра. Тут для своих студентов я просто
старший товарищ. Конечно, и фамильярность недопустима. На базе моей секции
работает студенческий оперотряд. Иногда после дежурства мы можем собраться на
чашку чая, поговорить о жизни. И это тоже воспитание.
“Все это так, - скажете вы, - но слова одно, а поступки -
другое. Ваши ученики могут соглашаться с вами, а на улице вести себя по–
другому”. Однако характер и тайные помыслы человека обязательно проявятся в его
поступках. При обучении рукопашному бою не обойтись без некой доли условности.
То есть надо договориться, что при отработке нового приема защиты, партнер будет
наносить вам определенный удар в обусловленную точку и на небольшой скорости.
Старый принцип обучения - от простого к сложному.
Представьте, вместо этого ваш товарищ наносит вам удар в
другую, незащищенную зону и на максимальной скорости. Если учиться по такому
принципу, у дверей спортзала должна постоянно дежурить бригада “Скорой помощи”.
Тем не менее, незапланированные действия партнера иногда
случаются. И вот тут очень важно разобраться в мотивах поступка. Что руководило
человеком: желание самоутвердиться, почувствовать, как твой удар заставил
партнера согнуться от боли? Или это произошло от неумения, от психологического
зажима? В первом случае последует решительное предупреждение, и этот спортсмен
будет уже под особым контролем. Во втором, как правило, человек сам очень
переживает и корит собственную неловкость. Тут требуются не жесткие слова, а
наоборот, что– то подбадривающее. Дескать, у всех не сразу получается. И у меня
самой случались ошибки.
Мне известны секции, где царит совершенно иной дух. Там
считается нормальным, и это даже поощряется, напасть на партнера со спины,
провести удушающий захват, когда ваш товарищ не готов к отпору. Здесь, конечно,
не идет речь о технике “снятия часового”. Или другой вариант. Допустим, я
провела болевой или удушающий захват, и партнер подал сигнал о сдаче. Отпускаю,
расслабляюсь, и тут он нападает исподтишка. Тренеры этих секций считают, что
таким образом ученикам прививается способность не расслабляться по ходу
тренировки. На мой же взгляд, этим подходом перечеркиваются многие благородные
понятия - верность слову, доверие, порядочность, дружеская выручка.
Обычно в таких секциях иные отношения между тренером и
учениками. Учитель поднимает себя на невероятную высоту, а от учеников требует
раболепного подчинения и вне татами. Занятия у таких педагогов чаще всего
окружены дымкой загадочности и тайны. Посторонние на уроки не допускаются.
Инструкторы объясняют это нежеланием делиться секретной информацией. Мне же
кажется, что здесь зачастую присутствует боязнь показать свою несостоятельность.
Я допускаю на свои занятия и знакомых моих учеников, и
специалистов единоборств, желающих перенять опыт. Запрещается только
видеосъемка. Но это уже этика, принятая среди профессионалов.
Подводя черту под сказанным, вспомню древнее выражение:
“Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет”. Оно очень в нашей российской
традиции. Мы не нападаем, но защищаться умеем. А еще я не устаю повторять своим
парням и девушкам: “Ни на кого не держите зла. Умейте прощать. Берегите душу в
чистоте”.
http://www.infosport.ru/press/szr/0198/topic7.htm