Предисловие
Любки - это вид единоборств, существовавший
когда-то на Верхневолжье. Я начал ему обучаться весной 1989 года. Ездил, можно
сказать, на этнографические сборы в Ковровский район Владимирской области к
учителю, прозвище которого было Поханя. Под этим именем я о нем рассказывал в
предыдущих книгах и буду рассказывать в этой.
Обучать любкам я начал уже в том же 1989 году,
скорее для того, чтобы освоить самому. В действительности я тогда совсем не
считал себя мастером и не горел потребностью как-то ощутить себя им. Мне просто
надо было понять то, с чем я столкнулся, поскольку это разрушало все мои
представления и о боевых искусствах, и даже о мире. Пока был жив Поханя, я вел
одну, можно сказать, подпольную группу в Иваново, где и осваивал полученные
знания.
Поханя умер в 1991, осенью. И лишь зимой девяносто
первого года я решил действительно обучать любкам. Перед его смертью я получил
разрешение у Похани и его жены тети Кати. Можно сказать, выцыганил.
Надо сказать, что все мазыки - потомки живших на
Владимирщине офеней, - к которым принадлежал и Поханя, не любили себя выставлять
на обозрение и жили довольно скрытно. Поханя прямо показывал мне на своих
родственников, и говорил: Ты уж помалкивай, затравят. Не меня, так их… Поэтому,
когда я пытался заговаривать с мазыками о том, что люди должны знать их науку,
мне каждый раз отвечали: Поучись пока. Все равно расскажешь не о том…
И Поханя отвечал так же, пока не пришло его время
уходить. И лишь осенью 1991 года и он, и тетя Катя, сдались и сказали мне:
Ладно, вы теперь сами умные, знаете, как жить правильно. Делай, что хочешь!
Так я получил разрешение рассказывать людям о
любках, а заодно и о Хитрой мазыкской науке. Так называли они те знания, что
хранили с древности, и благодаря которым считались в своих деревнях доками. И
немножко колдунами.
На самом деле Хитрая наука оказалась почти целиком
самопознанием. Хотя и не без чародейства. И в любках это необходимо учитывать,
потому что в бою это важно.
В действительности, и это надо сказать изначально,
никаких любков не было. Было искусство боя не на жизнь, а на смерть, похоже,
идущее еще от пластунов. Тут, правда, надо сделать замечание.
Сейчас, с легкой руки украинских националистов,
понятие пластуны почему-то стало связываться исключительно с украинским
казачеством. Лично у меня в этом большие сомнения, поскольку в той местности,
где я жил, то есть в Ивановской области, никаких украинских казаков отродясь не
было. Стояли, правда, перед революцией астраханские казачьи части, сдерживали
разбушевавшихся пролетариев.
Но вот понятия "пластун", "ползать по-пластунски" и
даже "пластаться", то есть драться жестоко, и "пластаться" - идти скрытно,
стелиться над землей, - были общераспространенными. И Поханя говорил, что его
учили деды, которые были пластунами, то есть разведчиками в первую мировую. К
тому же, не надо забывать, что эта земля была когда-то сердцевиной
Ростово-Суздальского великого княжества, где воинское искусство было очень
высоким, как это показывают летописи.
Поэтому у меня есть сильное подозрение, что словом
"пластун" называли еще в глубокой древности разведчиков при русском войске. Но
вот выжило оно только на окраинах России, в беглой казачьей среде. В России же
ушло с приходом неметчины в восемнадцатом веке.
И уж точно, говоря о своих дедах, как о пластунах,
Поханя не имел в виду казаков. Это значит, что даже если корни и общие, но
последние века слово "пластун" имело независимое бытование как на Украине, так и
в России. И в него вкладывались разные значения.
В любом случае, Поханя говорил о бое на смерть, как
о том искусстве, которое передавали ему его собственные деды-пластуны, то есть
войсковые разведчики. И сам он отслужил Вторую мировую войну разведчиком.
Кажется, батальонным. Но это я забыл. Хотя помню удивительные рассказы про
пластунов и про его собственные походы за линию фронта.
Так вот, никаких любков, как особого вида
единоборств, как школы, кажется, не было. Был бой не на жизнь, а на смерть. И
были стеношные бои между ватагами из разных местностей. И именно как вожак одной
из ватаг Поханя и получил свое прозвище. Означает оно отца - Похана - или главу
ватаги. Поханю подпоясали Поханей еще в тридцатых годах. Подпоясывали вязаными
праздничными вожжами. А в девяносто первом году он слазил к себе на чердак и
достал оттуда такие же для меня. Не подпоясывал, потому что не было у меня ни
ватаги, ни мастерства…
Но сказал: На, время придет, сам подпояшешься.
Я так и не рискнул это сделать, поскольку не ощущаю
себя мастером боевых искусств, да и ватагу так и не создал. Но когда я
подпоясывал настычей - так назывались на языке мазыков наставники молодежи - мне
приходилось брать на себя ответственность похани. И эта книга, пожалуй, тоже не
меньшая ответственность…
Не было школы любков, как не было школы зверков или
школы "бой на смерть". Дрались на смерть, на зверки и на любки.
Что такое бой на смерть, объяснять не стоит. Бой на зверки
- это то, что мы сейчас знаем, как спортивные состязания, когда победить нужно
любой ценой в рамках правил. Бой купца Калашникова тоже велся на зверки, почему
его и наказывают за убийство противника. Он нарушил правила.
А вот бой на любки - это бой между своими без
повреждений. И я до сих пор помню, как в детстве мы обязательно договаривались
перед дракой, как деремся. Мы обговаривали, бьем ли под дых, ставим ли подножки
и даже бьем ли в лицо. А вот старшие могли договариваться просто одним словом:
на любки.
На любки дрались в стенку два конца одной деревни.
С соседними деревнями дрались на зверки, а то и смертным боем. Можно ли
говорить, что была школа стеношного боя? Называли ли стеношники своё искусство
школой? Конечно, нет. И это не значит, что такой школы в действительности не
было. Это искусство было, только оно не осознавалось так, как это привнесли нам
восточные единоборства. Просто каждый деревенский парень должен был уметь
драться в стенке. И учился этому с детства.
И так же каждый стеношник должен был уметь драться
на любки. По крайней мере там, где у русского мужика еще не утратилось
осознавание себя принадлежащим к единому крестьянскому миру. При этом, участие в
стенках было почти что обязательным для молодежи, но мужики отходили от них с
возрастом. А вот в любках могли повозиться до глубокой старости, выпуская
молодецкую удаль там, где просто драка была уже недопустима.
На любки дрались на свадьбах и на сельских
праздниках. Тоже не всегда. Но вот шутейное: Свадьба! А драку заказывали? - из
того самого времени обрядовых драк, когда битва эта была необходима, чтобы
очистился мир. Как битва между добром и злом на Святки, как битва между Зимой и
Весной на Масленицу.
Любошники дрались на праздниках так, чтобы потешить толпу.
Любошные драки велись внутри многих плясок, вроде Владимирского "Ворыхана" или
Курского "Тимони". Обе эти пляски уходят корнями у глубокую древность, и явно
связаны с подражанием звериным, в частности, птичьим движениям. В них ворыхан -
тетерев-самец отбивает самочек у соперников. Бой здесь обязателен, но это бой за
любовь, а не против врага. Чуть увлекся противником, и ты потерял цель, ты занят
другим самцом, а свою любимую уже потерял…
Дрались на любки и в очистительных целях, чтобы
обновить мир. Люди собирались на гулянье, и вот посреди толпы обнаруживались
зачинщики будущей драки, которые начинали со сложных и хорошо узнаваемых всеми
присутствующими кобений. Выкобениваться - слово до сих пор живое в нашей
местности. Мало кто может объяснить, что оно значит, но зато все мгновенно
узнают, что делает человек.
Сейчас пьяное выкобенивание бессмысленно, а еще век
назад люди знали, зачем оно. В древности же глубина понятия была еще большей,
потому что любошные кобенья уходят корнями к летописным кобям, известным на Руси
с самой начальной ее поры, насколько только хватает памяти народа.
Драка на любки - это, конечно, бой, но это и не
совсем бой. Это какое-то скоморошье искусство, призванное развлечь и повеселить
празднующую толпу. Любошники, они же кобенщики, должны быть искусны и в слове и
в бою. Настолько искусны, что толпа должна стоять очарованной.
Как вы понимаете, чтобы набить морду пьяному хаму,
нужно не больше искусства, чем для того, чтобы получить от него в морду. А вот
чтобы удерживать внимание людей на длинной драке, как на театральном зрелище,
боем надо владеть как искусством. Такой бой, как говорили мазыки, пришел им по
наследству от скоморохов. И я верю этому, потому что сам больше пятнадцати лет
развлекал людей такими потешными боями. И развлекал без нареканий…
Не думаю, что любошники при этом смогут выступать
на соревнованиях лучше тех, кто прямо готовит себя для соревнований. Все-таки
боевые искусства требуют выбрать и посвятить себя чему-то определенному. Но
любки вполне могут рассматриваться как класс спортивного совершенствования для
бойцов, поскольку сохранили множество утонченных знаний о человеке и боевой
схватке. Хотя лично я склонен рассматривать любки все же как оздоровительную
гимнастику вроде китайского Тайцзи.
Это мягкая школа, мягкая по своей сути - деремся-то
на любки.
От любков лишь один шаг до боя не на жизнь, а на
смерть. Собственно, знания-то о том, как сражаться, одни и те же. Но нужно
принять решение, для чего сделать выбор. Любки направлены в жизнь, любки - часть
обрядов, несущих плодородие. Они - для использования внутри общины.
Если у кого-то появится желание использовать
любошные знания для спортивного применения или для применения воинского, ему
придется не просто изучать приемы, но и пересматривать само мировоззрение
любков.
Впрочем, те же люди ходили на врага, и как Поханя,
возвращались с войны без единой царапины…
http://acasam.ws/p501.htm