Глава 4. Мастерство
Вот теперь появляется возможность поговорить о том,
как достигается мастерство вообще и в боевых искусствах в частности, так
сказать, о самой природе мастерства.
Для боевых искусств обычное понимание таково:
мастер - это тот, кто может побеждать других. Вопрос: за счет чего? - в
сущности, не задается. Точнее, он присутствует лишь скрыто, потому что
перекрывается готовым ответом. Ответ же этот обладает силой очевидности: надо
делать так, как делают победители, которых ты видел. Этому же учат и тренеры.
Верный ли это подход? Конечно. Чтобы побеждать
противников, их нужно знать, нужно изучать их сильные стороны. Но это нужно тем,
кто выходит на соответствующий уровень мастерства. Начинающим закладывают основы
в виде, условно говоря, «азов школы». Что это такое?
Это отдельные приемы, соединяющиеся в боевые связки
всё большей сложности. И так, пока уровень твоей сложности в бою не станет
таким, что ни один противник не сможет тебя «прочитать», то есть понять, как ты
ведёшь бой.
В сущности, это все искусство хитрости, позволяющей
обыгрывать других. И это все верно, как понимание мастерства, но поверхностно.
Поверхностно именно потому, что направлено наружу, на других, и не идет вглубь
тебя, не занято тобой. Мастерство бойца есть искусство укутывания себя во
множественные слои хитросплетенных образов, из-за чего оно становится
непреодолимой ловушкой для Я.
Не могу сказать, что другие подходы будут успешней,
и что они позволят легче побеждать, возможно, как раз побеждать-то и станет
трудней. Но пока мне важно лишь то, что другие пути возможны. По крайней мере,
один путь. И это не путь победителя.
Это путь самопознания. Для бойцов могу сказать в
оправдание этого пути одно: даже если он не облегчит ваши победы, он никак и не
отменяет прежнего пути к мастерству через хитрость. Скорее, наоборот. Начав
чуточку лучше понимать себя, вы будете лучше понимать и человека вообще, а
значит, и противника в частности.
Впрочем, возможно, что самопознанием вы всё
испортите себе, потому что пропадет само желание побеждать… Но это уже никак не
признак потери мастерства.
Итак, путь к мастерству описан и пройден множеством
мастеров, и поэтому он есть путь подражания. Его обучающая суть в предписании:
делай, как я.
Но путь к мастерству лежит и через другие двери -
за ними возможность увидеть, понять и подумать. Увидеть истинную природу себя,
противников и мастерства, и овладеть ею. Почему этим путем не идут? Только
потому, что путь подражания проще, как кажется.
В действительности, это далеко не так. Мастер, по
которому ты делаешь жизнь, мог обладать таким телом, личностью и способностями,
что ему было легко делать то, что позволяло побеждать. Ты же подражаешь, то есть
пытаешься повторить его с твоими возможностями, и это может потребовать
колоссального труда. И все же так проще. Потому что не требует думать…
По своему опыту могу сказать: самые красивые вещи в
Любках получались у меня тогда, когда я прекращал тренироваться, переставал
преподавать, садился за книги и думал об устройстве мира, жизни и себе…
После этого получались удивительные вещи, такие,
каких я никогда бы не смог достичь, идя путем тренировок и усилий.
Думать, все-таки надо, потому что это сокращает
путь к победе.
Но что мы увидим, если задумаемся про природу
мастерства?
Первое и очевидное, что «мастерство» есть понятие,
с помощью которого мы понимаем множество разных и одновременно сходных явлений.
Иначе говоря, мастерство - это обобщающее имя для множества «мастерств»,
соответствующих разным делам. Это значит, что мастерства можно достичь в любом
деле, а дел может быть бесконечно много.
Значит, и мастерств тоже бесконечно много, но имя
«мастерство» выделяет в них нечто общее и дает ему имя. Поэтому мы можем
считать, что слово «мастерство» означает некую суть присутствующую в разных
мастерствах, которые назовем видами мастерства. Если появляется понятие «вид»,
значит, речь пошла о чем-то скрытом, что лишь показывает себя, являет, делает
видимым, оставаясь скрытым. Это есть признак обобщающего понятия.
Обобщающие понятие - это образы, имеющие особое
устройство, а самое главное, созданные из более легкого сознания, чем обычные
образы. В силу этого понятия всплывают над образами, а обобщающие понятия над
понятиями. Но тонкое правит грубым, а легкое тяжелым. Вот беда! Нас учили
обратному, и все естественнонаучное мировоззрение убеждает: бетон, камень,
железо тяжелее мысли и ей не подвластны!
Разве неподвластны? Разве это не очевидность, что мысль
двигает горами из бетона и стали?
Вот так же и легкие образы управляют тяжелыми. Вы
говорите имя и множество образов откликаются на него. Вы говорите: стакан, - и
множество образов стаканов, которые вы видели за свою жизнь, подпрыгивают и
звякают в готовности служить. Вы говорите: друг, - и лица друзей выстраиваются в
ряд, чтобы напомнить о вашей жизни, о долгах, о битвах, где вместе сражалися вы.
Вы говорите: измена, и не только воспоминания болезненных измен всплывают в
памяти, но и сами эти состояния обрушиваются на вас, мешая телу дышать легко и
свободно…
Разум решает задачи нашего выживания с помощью
образов. Для этого он думает, но думает он понятиями, потому что понимание
достигается только с их помощью.
Когда мы говорим: виды мастерства, мы говорим о тех
способах, какими эта странная вещь являет нам себя в разных делах. Но чтобы
научиться мастерству, а не этим делам, надо достичь понимания, надо понять, то
есть создать себе ясное и четкое понятие о мастерстве.
Понятия создаются разумом, разум умеет только
думать, значит понятия создаются думанием. Одно из средств думания -
рассуждение. Попробуем порассуждать о мастерстве. Что это такое?
Очевидно, что мастерство - это некая человеческая
способность, а именно способность делать что-то лучше других. Откуда мы это
знаем? Из жизненного опыта: про того, кто делает что-то лучше других, говорят,
что он мастер. И это повторяется из разу в раз. То, что повторяется, вызывает
ощущение закономерности, а значит, истинности. Но тут может скрываться ловушка.
Судите сами: если я сто раз перегибаю проволоку, и она не ломается, может
сложиться ощущение, что она вечная и перегибание её не ломает. Но на сто первый
раз она сломается. Значит, длительный ряд повторений не означает закона, он лишь
живучая случайность.
Вот и то, что лучшего называют мастером выглядит
законом, но нет ли из него исключений? И да, и нет. С одной стороны, на уровне
языка люди всегда лучшего будут называть мастером. Но при этом мы точно знаем,
что сам он может сказать про себя: какой я мастер! Вот такой-то был мастер! Я
ему в подметки не гожусь…
Что же выходит? Что понятие «мастерство»
предполагает две части: оценку людей и нечто за этим. А именно действительное
владение делом. А ведь любое дело можно понять до такой степени, чтобы
действительно мочь сделать все, что возможно в этом деле, и сделать так, чтобы
ни в одном из твоих действий не было ни ошибки, ни погрешности.
Овладев делом до такой степени, ты можешь и не
стать мастером, поскольку это звание дают люди, оценивая тебя. Это возможно,
если некому оценить. Единственный в племени, умеющий читать вслух, никогда не
будет оценен как мастер, потому что его не с кем сравнивать. Племя скажет про
него просто: еще у нас есть такой, который читает.
Но если есть кому оценивать, умеющего делать дело в
совершенстве однажды обязательно объявят мастером. Это умение - суть и основа
мастерства. Оценки же, по сравнению с другими есть лишь способы использовать это
понятие для целей общества.Но что же такое умение делать дело в совершенстве?
Если вы вдумаетесь - это вовсе не умение ковать, ткать или сражаться. Оно не
имеет никакого отношения к железу, молоткам, нитям или мечам. Совсем никакого!
Оно относится только к образам, только к понятиям и
пониманию того, как использовать эти тряпки, железяки или отношения между
людьми.
Мастерство - это действительное понимание. Но не
понимание вещи или мира, а понимание того, как с ними обращаться и как их
использовать. Мастерство - это наличие образов действий, целостно вписанных в
образ мира или дела, которым ты живешь. И мастерство в боевых искусствах - это
понимание, всего лишь действительное понимание того, что и как надо сделать,
чтобы победить противника.
Но кто твой противник? Он человек, он личность, он
тело, и он душа. Если вы не поймете этого, вы сможете побеждать, ведь и кирпич
убивает, сорвавшись с крыши, но мастерами вам не стать.
http://acasam.ws/p497.htm