Кого в детстве не били на улице? Наверное каждому хоть по
разику да перепало. Больно, а главное очень обидно. Что делать в такой ситуации?
Можно уйти в философию, дескать за одного битого двух небитых дают. Можно, если
характер компанейский, своих ребят собрать и устроить вендетту на дворовой
манер. Можно родителям поплакаться, правда если узнают, то еще навесят, чтобы не
ябедничал. Я в детстве не был философом, не имел шибко уж компанейского
характера, но и ябедничать не любил. Решать ситуацию надо стратегически. Я в...
пойду, пусть меня научат. Куда? Естественно, для того времени, в секцию каратэ.
Пришел. Хочу, говорю, начистить одному мордовороту эту самую его морду. Сейчас,
говорят, разбежался, сперва тренироваться будем. Для начала ноги пошире поставь,
еще шире, еще шире. А теперь, пока стоишь, запоминай, это называется киба-дачи.
⌠Дачи■ дело хорошее, отвечаю, а драться когда учиться будем? Экий ты
нетерпеливый, год-другой постой, а потом уж и бить из нее будем. Ну, думаю,
через год-другой я нормально ходить-то не смогу, не то что драться. Сами стойте,
а я умный, я другое поищу. После каратэ попал в группу дзю-дзюцу. Во, то что
надо. Тебя пытаются ударить, а ты эту самую руку хватаешь и выкручиваешь. Теперь
я все руки повыкручиваю, только дай. И дали, но по физиономии второй рукой.
Прибегаю, размазывая сопли и слезы, к тренеру, то есть сенсею, с вопросом,
почему он нас на тренировке не предупредил, что у человека две руки, а не одна.
Ну ты, говорит, парень и торопишься, пять-десять лет позанимайся, а потом
посмотрим. Так, мы с вами уже это проходили. Хорошо ему говорить, к нему никто в
подъезде не пристает и денег, к примеру, не требует. Посмотрел я по телевизору
китайский боевик и на другой день пошел в секцию кунг-фу. Встал в строй,
настроился, так сказать. ⌠Эй, парень, - слышу ко мне шифу обращается, - кулаки
разожми, кулаками только уличное хулиганье дерется, мы будем изучать удар
пальцами■. Ура, нашел! Как ткну, так этот самый хулиган и загнется. И загнулся,
только от смеха, даже бить особенно сильно не стал, ну что с юродивым драться.
Окончилась вся эта история довольно просто, даже буднично. После всех мытарств
попал я в секцию бокса, и там не сэнсей, не шифу, а просто тренер показал как
бить этим самым кулаком, только еще и корпус вложить, чтоб посильнее было. Далее
еще проще. Тебе в нос, а ты тоже в нос, но с вложением. ⌠Кто ищет, тот всегда
найдет■.
Прошли годы, и я, уже в меру опытный молодой боксер, решил
проведать секции, в которые приходил в юности, а потом благополучно сбежал.
Кто-то же там должен был остаться, может они за этот срок научились в киба-дачи
стоять, руки выворачивать и пальцами бить. Увы, разочарование было полным и
сокрушительным. В каратэ так и стояли, правда от киба-дачи к зенкуцу-дачи
перешли. Я человек по природе настырный, предложил поспарринговаться. Поглядел,
как мой противник прыгает и руками сучит, и подумал, что для того, чтобы так
прыгать, умение стоять в широкой стойке совсем не обязательно, в нашей группе
бокса его этому ⌠челноку■ гораздо основательнее бы научили. В дзю-дзюцу
противник словил не мою руку (сейчас, размечтался!), а добротный хук в челюсть,
правда такое чувство, что он финта в жизни не видел и откуда прилетел удар, так
и не понял. В кунг-фу ситуация напоминала каратэ настолько, что я даже не понял
разницы между прыгающим и машущим ногами кунгфуистом и каратистом. Походив по
школам и наспарринговавшись вволю с самым разнообразным народом, я сформулировал
одно интересное наблюдение. Не смотря на огромное разнообразие изучаемых техник,
в реальном бою в основном применяются одни и те же наиболее простые приемы.
Если, повторяюсь, смотреть не на то, что на тренировке отрабатывают, а на то, на
чем в бою работают. Проблема приобрела настолько всеобщий характер, что можно
ставить вопрос ребром: либо эти самые китайские дедушки и японские самураи
сознательно дурят нам головы, выдумывая техники, которые в бою в принципе не
применяются, либо мы с вами что-то не уловили и недопоняли в самой основе
боевого искусства? То, что нам дурят головы, маловероятно. Представляете, все
китайские и японские мастера озабочены только тем, чтобы мы с вами зря потратили
наши драгоценные силы и свернули с истинного пути боевых искусств. Не стоит себя
переоценивать. Как сказал кто-то из пародистов: ⌠нами всерьез интересуются
только археологи■. Тогда что мы недопоняли в самой основе боевого искусства?
Долгие поиски привели к одной поразительно простой идее:
приемы различаются по степени сложности и требуют различного времени для
отработки и оттачивания. К примеру удар кулаком можно освоить за один-два
месяца, на удар ногой необходимо до полугода (пока растяжка повысится), а на
броски, типа айкидо, и десяти лет может не хватить. Тогда не могут ли простые
приемы служить подготовительными ступенями для более сложных и более эффективных
(если не более эффективные, а всего лишь эффектные, какой смысл их изучать?). И,
в итоге, нельзя ли выстроить всю технику рукопашного боя по степени возрастания
сложности приемов. Если это получится, то можно сделать вывод, что беда всех
наших доморощенных кунгфуистов и каратистов в том, что они берутся за сложные
техники без предварительной проработки более простых уровней, и речь идет не о
том, чтобы показать как, а о том, чтобы провести прием в реальной ситуации боя.
Многие ли айкидоки смогут ⌠бросить■ озверелого малого с заточкой в руке? Пусть
даже не инерционным броском айкидо, а чем попроще, ну, к примеру, тем же броском
через бедро. Часто ли ушуисты, пытающиеся использовать пальцевую технику, знают,
что такое элементарная боксерская двойка кулаками в голову? Говоря по другому,
чтобы взойти к вершинам техники, не обязательно высоко прыгать, в прямом и
переносном смысле. Вместо этого можно поискать лестницу и потихонечку, не
торопясь, проходить ее ступенька за ступенькой. Как строится такая ⌠лестница■,
мы подробно проследим на примере техники рук, ног и бросков. В принципе подобные
методики можно выстроить для всех разделов рукопашного боя, к примеру, для
техники захватов или защиты. А чтобы лестница не была пугающе длинной, сведем ее
к трем основным ступеням или этапам. В нашей школе эти ступени отождествляют со
стихиями ⌠Земли■, ⌠Воды■, ⌠Огня■.
В технике рук изучение можно начинать с такой тривиальной
вещи как кулак. Это положение кисти заложено в нас генетически, и любой
специально не тренированный человек в критической ситуации воспользуется именно
им. Кулак прост и интернационален. Динамика движения при этом может быть разная,
кулаком пользовались и в каратэ, и в шаолинь-цуань, хотя автор предпочитает
динамику бокса, возможно по той простой причине, что она была создана
европейцами. Теперь первое усложнение методики. Если в бою вы чувствуете себя
настолько уверено, что съездить по морде противнику для вас не проблема, можно
повысить планку и вместо кулака использовать кулак с выставленным вперед
суставом среднего или указательного пальца (накадока-кен или иппон-кен по
японской терминологии). Но при этом и цель нужно выбирать соответствующую. Не
просто в челюсть, а, предположим, в сухожилие, соединяющее челюсть и кости
черепа. Но если вы в нос в бою попасть не можете, то... Кулак и его формы
относятся к уровню ⌠Земли■.
Второй уровень или ⌠Воду■ составляет техника ладони.
Переходить к ладони после кулака стоит, не говоря об усложнении техники, по той
простой причине, что через 5-6 лет серьезных занятий техникой кулака удар,
естественно, начинает тяжелеть, что сказывается не только на состоянии ваших
противников, но и на состоянии ваших кулаков. Тогда у вас есть три выхода.
Первый - это бинтовать руки на подобие боксеров, что все равно плохо
предохраняет суставы от травм, да и бинт не всегда есть под рукой, как и время
на его заматывание. Второй - превращать руку по крепости в живую кувалду
различными методиками, разработанными, например, в каратэ, но с годами такое
уродование рук может выйти вам боком. Третий - это переходить на другие не менее
эффективные, но более безопасные для собственных рук формы кисти, к примеру, на
ладонь. Подвидов ладони существует немало. Это и основание или пятка ладони,
которой наносятся жесткие удары в лицо. ⌠Лодочка■ или собранная ладонь, от
которой летят барабанные перепонки. Плоская ладонь, фокусирующая ударную волну
на внутренних органах. ⌠Мертвая■ ладонь, обжигающая кожу. Даже по этому перечню
понятно, насколько ладонь по применению и воздействию сложнее и многограннее
кулака. Если же вы освоились с ладонью настолько, что можете дать фору мастеру
ба-гуа чжан, сведите удары к более тонкому воздействию, аналогично
рассмотренному выше кулаку. То есть используйте ребро ладони, столь любимое в
каратэ (правда в бою вряд ли кто-нибудь из каратистов это употребляет) или точку
в основании ладони (сие-руто по-японски).
Кисть ⌠Огня■ - это собранные воедино кончики пальцев,
рука-копье по восточной терминологии. Тут ударами по болевым зонам, по которым
бьют кулаком или ладонью (см. выше) не отделаешься, тут нужно бить по болевым
точкам, то есть нервным узлам, сочленениям суставов, а также в горло, пах глаза,
что, кстати, требует недюжинного знания физиологии, и не только теоретически, но
и практически и, желательно, с большим опытом. Высшим пилотажем в использовании
кисти можно считать работу отдельными пальцами, когда вы играете на противнике
как на пианино, извлекая нужную вам мелодию, если, конечно, вам хватит жизни,
чтобы дойти до такого результата. Сведем все воедино в таблице (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Перейдем к ногам. Ноги не руки, складывать какую-нибудь
замысловатую фигу пальцами не стоит. ⌠Нога длиннее и сильнее, а рука маневреннее
и может хватать■ - так или почти так говорили корейские мастера тхеккена. На
первом уровне нужно подобрать что-то такое же простое и легко изучаемое, как
удар кулаком. Странно, но в современных секциях рукопашного боя вовсю обучают,
как бить ногой в голову, но редко разрабатывают более простые и действенные
приемы. Это может быть атака ногами в живот, пах, по ногам противника, подсечки,
зацепы. Чтобы ударить стопой в голову, нужна хорошая гибкость, растяжка,
отличная балансировка на опорной ноге, да и просто подумайте, что естественнее,
ногой в голову или ногой по ноге. Сродни вопросу: что легче, рукой в лицо или
кулаком по стопе? Особенно техника низких ударов эффективна, когда сочетается с
атакой руками. Но такое встречается редко, т.к. для этого необходимо удержать в
поле зрения одновременно как верхний, так и нижний уровни, а начинающие адепты,
обычно, смотрят только на руки или только на ноги, упуская из виду общую картину
боя.
Стихия ⌠Воды■ для ног - это удары на верхнем уровне, а
также с вращением через спину. И то, что вы на тренировке по тхеквондо или ушу
часами перебрасываетесь с партнером пощечинами в голову без всякого вреда друг
для друга, еще не критерий. Попробуйте как-нибудь поспарринговаться с вольным
борцом, обученным при малейшей возможности бросаться в ноги, или, если такой
возможности нет, посмотрите кассету с записью боев без правил. Может после этого
вам будет ясно, что ударить ногой в голову серьезному противнику и не оказаться
на полу под ним - это результат солидного боевого опыта. Удары с вращением через
спину - техника еще более сложная, к сожалению, мало известная, если не брать
ура-маваши из техники каратэ, да ⌠железную метлу■, которая по сути тот же самый
ура-маваши, но выполненный с приседанием на опорную ногу. Для справки найдите
какую-нибудь литературу по корейской технике ног, только не стилизованное под
каратэ тхеквондо, там вы почерпнете по этому вопросу много интересного. Но дело
даже не в вариативности работы, а в том, что разворот через спину позволяет
вложить в удар силу вращения всего тела. Мощь такого удара далеко опережает
любой удар рукой или ногой, которые мы рассмотрели до этого. Не случайно в
правилах бесконтактного каратэ подобные удары объявлены запрещенными. Но чтобы
безопасно для себя заехать пяткой по уху с разворота, не получив при этом по
почкам или по затылку простым ударом кулака, требуется, как уже говорилось,
немалый опыт практической боевой работы.
Третьим и сложнейшим уровнем, уровнем ⌠Огня■, будут удары в
прыжке и с пола. Прыжок, как и падение, ситуация экстремальная, критическая,
т.к. владение своим телом затруднительно в первом случае из- за отсутствия
опоры, во втором из-за ⌠переизбытка■ ее. Попробуйте, опять-таки, попрыгать с
противником, который хорошо пользуется ударами по ногам, подсечками, зацепами.
Но, с другой стороны, прыжок позволяет вложить в удар вес всего тела. Настоящий
удар в прыжке это 70-80 кг живого веса, вложенные и сконцентрированные в одном
движении. Вообще-то от такого удара противника должно буквально уносить. Высшим
мастерством владения техникой ног можно считать удары двумя ногами в прыжке или
удары в полете с вращением на 360 . Повторяю, что речь идет не о том, чтобы
покрасоваться на макиваре, а об использовании данной техники в бою. Сведем еще
раз воедино все три этапа (см. таблицу 2).
Таблица 2.
В данный момент в мире широко известны три бросковые
системы восточного происхождения: дзю- до, айкидо и дзю-дзюцу. Если приглядеться
внимательнее, то они выстраиваются в одну четкую последовательность. Простейшей
и наиболее легко осваиваемой является техника бросков дзю-до. Основные приемы в
этом стиле идут через корпус (через бедро, спину) либо, уже упоминавшаяся,
работа ногами (подножки, подсечки, зацепы). Кстати, исторически техники бросков,
подобных дзю-до, были распространены среди самураев асигара, низшего звена в
самурайской иерархии, вчерашних крестьян, которых обучали чему- нибудь побыстрее
и попроще.
Дзю-дзюцу называют борьбой самураев. Основа дзю-дзюцу, как
и его китайского аналога цин-на - болевые заломы на конечности, что гораздо
сложнее, чем броски через корпус или подножки. Правда и травматический эффект от
залома гораздо выше чем от падения на землю при броске. При правильной методике
тренировок заломы на верхнем уровне можно сочетать с работой ног на нижнем
уровне, то есть с подножками, подсечками и зацепами. Технику болевых заломов в
нашей школе отождествляют со стихией ⌠Воды■.
Наиболее сложной бросковой системой можно считать айкидо.
Заломы дзю-дзюцу сочетаются с использованием инерции движения противника.
Основой для айкидо послужил секретный раздел техники школы Дайто-рю айки-дзюцу.
Заметьте, секретный раздел! Предназначенный для избранных, прошедших долгую
многолетнюю тренировку самураев, до этого десятилетиями работавших над более
простыми приемами. Техника айкидо как нельзя лучше подходит под стихию ⌠Огня■,
бросковую технику высшего уровня. Пожалуй, бросить реального противника на одной
инерции движения это такой же уровень мастерства, как и удар двумя ногами в
прыжке или пальцевая техника рук. Три уровня бросков сведены в таблице (см.
таблицу 3).
Таблица 3.
Теперь соединим три таблицы воедино и посмотрим, насколько
уровни сложности техники рук, ног, бросков согласуются между собой (см. таблицу
4). Технику ⌠Земли■ составляют удары кулаком, ноги на нижнем уровне и броски
через корпус. В сумме это составляет добротный рукопашный бой. Такие приемы не
требуют в общем-то особого уровня мастерства, легко осваиваются и при этом
позволяют уверенно чувствовать себя в бою или драке. Принципы взаимоувязки
техник рук, ног и бросков подробно были рассмотрены в статье ⌠Интегральное
боевое искусство■ КЭМПО ╧4 за 1997 год. Техника ⌠Воды■ - это ладонь, болевые
заломы, удары ногами в голову и с вращением. Это уже боевое искусство, наиболее
близкий его аналог - корейское Хапкидо. Пожалуй такие приемы стоит осваивать
только тем, кто действительно интересуется боевым искусством ради него самого, а
не ради того, чтобы начистить физиономию кому-то в подъезде. ⌠Огонь■ - это
мастерство в боевом искусстве, до которого доходят единицы. Техника ⌠Огня■
предполагает знание критических точек тела, необходимое для пальцевой техники,
умение найти выход из критической двигательной ситуации, типа прыжка или падения
на пол, тонкое чувство момента движения, позволяющее использовать и
перенаправлять силу противника.
Таблица 4.
Итак, лестницу для восхождения к вершинам боевого искусства
мы построили. Может кто-нибудь сделает количество ступенек другим или какие-то
из них поменяет местами, дай ему Бог. Важно не оформление, а сам принцип ⌠от
простого к сложному■. Осталось проверить правильность данной идеи на практике. С
этим проблем не предвидится. 20 - 30 лет углубленных тренировок, и любой
желающий сможет на собственной шкуре убедиться, вешают ли ему лапшу на уши.
Таким образом, выдвинутую здесь концепцию боевого искусства, по мнению автора,
нельзя голословно опровергнуть, как впрочем и доказать. Проще говоря, все дело в
практике.
http://dremdem.chat.ru/steps.htm