|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Сталь самураев Часть 3Многочисленные схемы строения
японских клинков можно свести к нескольким основным вариантам с
собственными названиями. В журнальной статье нет смысла
"растекаться мыслью по древу", поэтому объединим их в три основных
группы. К первой принадлежат трехслойные клинки, твердое и
хрупкое лезвие которых обварено с обеих сторон мягкими железными
обкладками. Иногда эти обкладки делают клиновидного сечения, и
после сварки на обухе меча получается много железа и мало
стали, а в области лезвия - наоборот. Эта базовая схема носит
название "сан-май". Логичным развитием этой схемы,
повышающей стойкость клинка при сильных ударах, является
технологический прием, при котором стальное лезвие обертывается с
трех сторон вязкой "рубашкой". Этот прием называется очень поэтично
- "вковывание в обратную сторону панциря черепахи". Зачастую
для упрощения сварки на обух просто наваривали железный пруток,
а затем полученную основу обваривали плоскими обкладками. Принципиально противоположная схема
развилась в провинции Бидзен, где придающую клинку стойкость
железную основу обертывали высокопрочной стальной "рубашкой",
из замкнутой части которой и отковывалось лезвие. Такое строение
называется "кобу-си" или, иначе, "пол-кулака", т.е.
"горсть". Схема хорошая и даже отличная, но требующая сложных
методов закалки для обеспечения эластичности клинка. Такие же
методы закалки применялись и при изготовлении цельностального клинка,
что было нередким в военное время. Говорят, армейские
офицерские "катаны" ковались даже из рельсов. Hа хорошо отполированном клинке
самурайского меча бросается в глаза проходящая вдоль него линия
"хамон", нередко и не совсем правильно называемая "линией
закалки". При внимательном рассмотрении оказывается, что
структура и цвет металла по обе стороны этой линии разные - твердое
лезвие дымчатое, а более мягкая часть клинка, называемая
"дзиганэ", зеркально блестящая. Hа высококлассных мечах "дзиганэ"
имеет характерный узор, схожий с узором дамасской стали. Этот узор
японцы называют "хада", что в переводе значит "кожа, поверхность". Основных разновидностей "хады"
четыре - "масамэ-хада", "итамэ-хада", "ая-суги-хада" и
"мокумэ-хада". Полосатый узор "масамэ" образуется практически
параллельными и непрерывными по всей длине клинка линиями. Эта
непрерывность и параллельность линий, крайне редкая в
европейском оружии, достигалась в результате расковки заготовок
обкладок в положении "на ребро", т.е. удары наносились в торец
слоям. Своеобразная структура практически не искажалась при
последующей ковке и шлифовке, поэтому выделяющий плавный изгиб
клинка узор получался весьма четким. Этот строгий узор следует
отличать от обычных полосатых разновидностей малослойного "дикого
Дамаска", которые часто имеют некоторую мелкую извилистость границ
слоев. Фибровидный узор "итамэ"
соответствует узору "дикого" европейского Дамаска. Так же как и в
Европе, на клинках японского "дикого Дамаска" встречаются и
участки с относительно прямыми линиями, которые нетрудно отличить
от чистого "масамэ". Высоко ценится узор "ко-итамэ".
Приставка "ко" в названии этой разновидности узора значит "мелкая,
короткая". Таким образом, узор "ко-итамэ" свидетельствует о
большом количестве слоев, аккуратно "перемешанных" в процессе
ковки. Регулярная крупная волнистость
узора "ая-суги" достигается обычной нарезкой напильником или
набивкой штампом с двух краев каждой стороны слоистой заготовки
встречных углублений, смещеных на полшага. Особенностью этого
типа узора является крупная, плавная волнистость, проходящая по
оси клинка. Возможен, впрочем, и прием скручивания заготовки
участками, когда каждый следующий участок поворачивается строго на 90
градусов в другую сторону относительно предыдущего. В
европейском клинковом оружии этот прием изредка применяли для
получения узора "женские локоны" или "скрученные волосы". За схожесть "мокумэ-хады" с узором
высококлассного булата такую сталь иногда называют японским
булатом. Однако металл с узором типа "мокумэ" не является литым
булатом, а представляет собой типичный сварочный железо-стальной
композит, причем, вероятно, волокнистую его разновидность.
"Мокумэ-ганэ" в примерном переводе означает "металлическая древесина".
Имеется в виду древесина со спутанной и свилеватой структурой -
как у карельской березы. Hа некоторых клинках можно
увидеть россыпь отдельных блестящих точек, называемых "ни". Считается,
что они представляют собой отдельные крупные кристаллы
закаленной стали, проявившиеся в мягкой основе. Думаю, что точки
"ни" могут представлять из себя крупные карбиды высокой твердости.
Если скопления "ни" тяготеют к линии "хамон", то она приобретает
несколько размытый характер. Как говорят поэтично настроенные
японцы, линия "хамон" хорошего меча напоминает покрытое сугробами
снежное поле, и скопления "ни" иногда выглядят, как спокойно
падающий хлопьями снег, а иногда - как снег взлетающий, несо-мый
завихрениями вьюги. Твердое лезвие отделено от мягкой
основы клинка переходной зоной "хабути", в которой, кроме
точек "ни", после полировки проявляется молочно-белая линия
"ниои". Еще во времена Кото в зоне "хабути" появились "аси" -
узкие полоски "ниои", как бы отростки полутвердой стали,
вырастающие в сторону закаленного лезвия. "Аси" предотвращали
выкрашивание больших кусков лезвия при сильных ударах. Эти полоски
могут придавать линии "хамон" вид рваного края, который особо
восторженно настроенные любители называют "пламенеющим". Сами
японцы этот весьма популярный сегодня вид называют "тёдзи хамон". Линия "хамон" может образоваться
из-за составного строения клинка, поскольку при его обточке и
шлифовке твердая сердцевина, образующая лезвие, выступает из
обкладок. Вид линии, разделяющей вязкий металл обкладок и твердую
сталь лезвия, может быть весьма разнообразным и разнообразием
этим можно управлять (в весьма ограниченных пределах) путем
всяческих надпилов и надрубов заготовки клинка. |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|